Буквица № 2, 2013 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 Галерея:   I (II—IX) Школа
Симфора
  Поэтический
словарь
Квятковского
СИ́МФОРА (греч. συμφορά — соотнесение, совмещение) — высшая форма метафоричес­кого выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характер­ные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное (сближение по сходству отдаленных признаков), в сравнении это совпадение частичное, а порой и случайное. Являясь образным представлением, в котором как бы снята метафоричность и вместо признаков сходства дается подобие, симфора стоит на грани художественной автологии. Примеры симфоры:

С курильниц благовонья льются.
П л о д ы   с р е д и   к о р з и н   с м е ю т с я .
(Г. Державин)

Над озером лебедь в тростник протянул,
В   в о д е   о п р о к и н у л с я   л е с .
(А. Фет)

Знает только ночь глубокая,
Как поладили они.
Р а с п р я м и с ь   т ы ,   р о ж ь   в ы с о к а я ,
Т а й н у   с в я т о   с о х р а н и !
(Н. Некрасов)

В о л н ы   н я н ч а ю т   г о н д о л у …
(Л. Мей)

Все моря целовали мои корабли.
(Н. Гумилёв)

Л у н а
в   о к е а н
н а к и д а л а   м о н е т,
Хоть сбросься,
вбежав на насыпь.
(В. Маяковский)

За окнами давка, толпится листва,
И   п а л о е   н е б о   с   д о р о г   н е   п о д о б р а н о .
(Б. Пастернак, «После дождя»)

С т о   с л е п я щ и х   ф о т о г р а ф и й
Н о ч ь ю   с н я л   н а   п а м я т ь   г р о м .
(Он же)

Под электричеством играя,
В   б о к а л е   п л а в а л о   о к н о.
(Н. Заболоцкий)

Этот дождь зарядил надолго,
В с я   в   б у л а в к а х   с и з а я   В о л г а .
(Л. Озеров)

Симфора лежит в основе народных загадок, назначение которых — возможно глубже запрятать догадку в подтекст или зашифровать её, уводя на ложный след; в лирическом же стихотворении симфорическое выражение, как разгадка в загадке, немедленно вызывает образное представление не названного прямо предмета, и это оставляет глубокое эстетическое впечатление. Как логическое явление симфора представляет собой разрешение силлогизма, в обеих посылках которого содержится общий средний термин (понятие).

Ср. Автология, Метафора, Перифраз, Сравнение.

Другие статьи словаря
в журнале >>>





Борис Леонидович
Пастернак
(1890—1960)





Николай Алексеевич
Заболоцкий
(1903—1958)





Лев Адольфович
Озеров
(1914—1996)

Тексты статей воспроизводятся по электронному изданию «Поэтический словарь Квятковского».
Участники проекта Фундаментальная элект­ронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме.
Буквица № 2, 2013 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 Галерея:   I (II—IX) Школа

Rambler's Top100