Буквица ?2, 2011 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 Галерея:   I ... XXIX  XXX ... XXXIX Школа
 
Поэтический
словарь
Квятковского
Гипербола
Литота


 
    Другие статьи словаря в журнале >>>  
  ГИПЕ́РБОЛА (греч. ύπερβολή — излишек, преувеличение) — стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление; употребляется в целях усиления художественного впечатления. Конечно, гиперболи­ческое выражение нельзя понимать буквально. Гипербола — любимый приём в русской народной поэзии. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша». На гиперболах построена известная русская песня «Дуня-тонкопряха». В песне рассказывается, что куделюшку Дуня «три часа пряла, три нитки напряла», а нитки 'потоньше полена, потолще колена»; затем она нитки 'в огород вдевала, колом притыкала».

Часто встречается гипербола в русских частушках:

Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберёт,
Где ворота, а где рот.

В духе народного приёма пользовался гиперболой в своих стихах Н.Некрасов:

Пройдёт — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублём подарит!

Я видывал как она косит:
Что взмах — то готова копна.

Из русских писателей своими гиперболами прославился Н.Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра», «Миллион казацких шапок высыпал на площадь», казацкие шаровары «шириною с Чёрное море». Гипербола — один из характерных приёмов в творчестве В.Маяковского:

Пусть заполнится годами
жизни квота,
стоит
только
вспомнить это диво,
раздирает
рот
зевота
шире Мексиканского залива.

(«6 монахинь»)

Противоположная гиперболе стилистическая фигура — литота, или обратная гипербола.
 

   


Николай Алексеевич
Некрасов
(1821—1877)


Владимир Владимирович
Маяковский
(1893—1930)


 
 
  ЛИТО́ТА (от греч. λιτότης — простота) — 1) стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Таковы, например, бытовые литоты: «он неглупый», вместо «он умный», «это неплохо написано» вместо «это хорошо написано». Примеры поэтической литоты:

Н е   д о р о г о   ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.

(А.Пушкин)

Верь: я внимал   н е   б е з   у ч а с т ь я,
Я жадно каждый звук ловил.

(Н.Некрасов)

Огонь ружейный между скал
Н е   м а л о   бешеных проклятий,
Н е   м а л о   жизней вырывал.

(Д.Минаев, пер. из «Чайльд-Гарольда» Байрона)

О, я   н е   п л о х о   в этом мире жил!

(Н.Заболоцкий)

   


Николай Алексеевич
Заболоцкий
(1903—1958)

 
 
  2) Стилистическая фигура преуменьшения предмета, носящая ещё другое название — о б р а т н а я   г и п е р б о л а, например в сказке «Мальчик-с-пальчик» или «Девочка-дюймовочка» (ср. также выражение «небо показалось с овчинку»). В этом смысле употреблена литота в стихах Н.Некрасова:

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а   с а м   с   н о г о т о к!

В комедии А.Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, н е   б о л е е   н а п ё р с т к а.
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка.

На литотах второго значения (обратная гипербола) построено стихотворение А.Плещеева «Мой Лизочек», положенное на музыку П.Чайковским:

Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал...

 
   


Алексей Николаевич
Плещеев
(1825—1893)



Другие статьи словаря в журнале >>>

Тексты статей воспроизводятся по электронному изданию «Поэтический словарь Квятковского». Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме.

 

 
Буквица ?2, 2011 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 Галерея:   I ... XXIX  XXX ... XXXIX Школа

Rambler's Top100