Буквица №2, 2011 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 Галерея:   I ... XXIX  XXX ... XXXIX Поле поэзии
 

О.П.Лешев

Игра в куклы
по-взрослому


Рассказ о Марине Бычковой,
создательнице уникальных кукол


Галерея >>>




На фото справа:
Марина с куклой Эхо (2009)

 

 
 
Марина зарегистрировала для своих кукол торговую марку Enchanted Doll™. Чтобы максимально точно для конкретного случая перевести на русский слово inchanted, пришлось провести небольшое исследование. В публикациях о Марине и её куклах встречаются варианты живая и «живая», очарованная, очаровательная, чарующая, волшебная и даже небездыханная.

Сама Марина пояснила, что Enchanted Doll произошло от названия рассказа американского писателя Пола Гэллико (Paul Gallico), прочитанного ею уже в Канаде. В русском переводе Екатерины Доброхотовой-Майковой рассказ называется «Колдовская кукла».

Однако, по моему мнению, ключ к верному переводу скрывается в последней фразе рассказа (прочитайте — он этого заслуживает):

«У нас много памятных дат, но одну я чту особенно свято и бережно — годовщину дня, когда мне даровано было увидеть в кукле частицу живой души, и она воззвала ко мне из пыльной витрины на углу Эбби-лейн».

Одушевлённая кукла! Кем одушевлённая? Так Мариной же, подобно героине рассказа, вкладывающей в каждую куклу частицу своей души!

Отрадно, что есть публикации с таким вариантом перевода.
 

   
«У вас в Ванкувере такие люди живут, а вы и знать не знаете!» — подначила знакомая из Москвы. Посмотрев указанный ею сайт, мы обнаружили, что под «таким» человеком она имела в виду ванкуверку российского происхождения Марину Бычкову, решившую посвятить жизнь... игре в куклы. Конечно же, не в те бездушные дешёвые куклы, кото­рыми завалены полки магазинов. И не в те, которые упакованы в красивые коробки с достаточно внушительными ценниками. А в уникальные, поистине колдовские куклы, которые она сама же и творит. Их с восхищением рассматривают посетители на международных выставках. О них пишут солидные журналы многих стран. Их называют «Фарфоровыми Богинями», а Марину — «одним из величайших художников-кукольников современности» (Планета кукол).

Вот никогда в жизни не интересовался куклами, но, тем не менее, тоже не устоял перед очарованием игрушечных дочек Марины-искусницы. Она сразу согласилась дать интервью для нашего журнала. Воодушев­лённый её расположением, я отправил ни много ни мало 57 вопросов. «Не ожидала столько! — призналась она в ответном письме. — Но постаралась, раз пообещала».

Оказалось, она еженедельно получает по нескольку просьб об интервью.

Прямая речь Марины (переведённые с английского ответы на вопросы и цитаты из других интервью) выделена в тексте курсивом.

* * *

Марина родилась в 1982 году в сибирском городе Новокузнецке. В 1996 году вместе с родителями и двумя младшими сёстрами эмигрировала в Канаду. После окончания средней школы в 2001 году продолжила учёбу в Университете искусства и дизайна имени Эмили Карр (Emily Carr University of Art + Design), завершив её в 2006 году с получением степени бакалавра искусств. Параллельно закончила несколько коротких курсов по ювелирным технологиям.

Девушка упорно двигалась к осуществлению мечты, овладевшей ею в раннем детстве.
 

 

Марина со Снегурочкой, одной
из её первых фарфоровых кукол (2004)

  Мне никогда не нравились мои немногие пластмассовые советские куклы. Думаю, это могло быть одной из причин, побудивших меня делать собственные. В дело шло всё, что было под рукой: бумага, дерево, цветы, листья, пустышки младшей сестры, глина, фольга, лоскутки и т.д.; мои куклы были, в основном, конструкциями из всякого барахла. В то время, как мои подружки играли в купленные куклы, я с шести лет уже придумывала и делала свои. Их гибкость и подвижность были особенно важны для меня с самого начала. Хотелось иметь куклу, способную принимать разнообразные позы, выражающие чувства и эмоции — в отличие от ширпотреба из негнущейся дешёвой пластмассы.

Когда мне было семь лет, я спросила бабушку, почему взрослые не играют в куклы, и она ответила, что любой взрослый рано или поздно устаёт от них. И тогда я сказала со страстной убеждённостью ребёнка, что никогда не устану от кукол! Конечно, тогда она не приняла моих слов всерьёз, но вот, двадцать лет спустя, я ещё сильнее увлечена изготовлением кукол, нежели в семилетнем возрасте.

Думаю, катализатором в определении направления моего творчества стала телевизионная реклама Барби, впервые увиденная в 1990 году. Выросшая за советским железным занавесом, я никогда не видела подобной куклы, и она ошеломила меня, как религиозное откровение, изменила всю мою жизнь. В тот день, едва эта бесподобная красота коснулась моих детских глаз, я дала себе клятву, что сделаю куклу, не только красивее славной Барби, но совершенную, самую красивую в мире.

Образ Барби подействовал на меня, как инъекция адреналина. Спустя годы, по мере моего взросления и совершенстовования техники куклоделия, чудесная красота Барби померкла в моём воображении, но память об этом событии и обязательство реализовать моё собственное видение кукольной красоты остаётся со мной всегда.

Несмотря на моё детское восхищение Барби, у меня никогда её не было. Когда мы переехали в Канаду и кукла стала доступной, я уже была слишком взрослой для неё.

В 2004 году, когда число сделанных кукол по приблизительной оценке Марины перевалило за тысячу, она приступила к их изготовлению из фарфора. Старт оказался ошеломительно успешным! На Тихоокеанском фестивале праздничных кукол (Виктория, Канада, 2004) Марина получила сразу две премии: «Лучшая оригинальная фарфоровая кукла» и «Лучший оригинальный наряд».

Взгляните на её «Конкубину» и попытайтесь представить, сколько и какого труда в неё вложено. Замысел, эскиз, лепка образцов, изготовление форм и формовка, обжиг, раскраска, изготовление металлического подпружиненного каркаса и парика, сборка, кройка и шитьё одежды и обуви, вышивка, разработка и изготовление ювелирных украшений, игрушечной мебели и других предметов... И это далеко не полный перечень!
 

 
 
Эскиз и готовая кукла «Конкубина»
   
Знаете, вот совсем не люблю говорить о процессе изготовления, потому что он утомительный, и долгий, и рутинный, и, если честно, скучный. Чтобы создать нечто прекрасное, требуются всего лишь сотни часов чрезвычайно однообразной и монотонной работы в уединённой студии. Не очень увлекательно и малоинтересно для описания. На голышку уходит до 50 часов работы, на наряженную куклу — до 500, а полный цикл изготовления, включая обдумывание и исследования, может длиться годы. В настоящий момент я реализую идеи десятилетней давности.
 
 
 

Журнал «Тату Экстрим» (Tattoo Extreme)
Тайпей, Тайвань, 2009

 

    Марина, а во сне видите кукол?

Я почти никогда не вижу кукол во сне, большая часть моих замыслов возникает в подсознании.

Используете ли вы промышленные заготовки или всё делаете сами? Фигуры кукол одинаковы или каждая индивидуальна?

Делаю всё сама — до последней царапинки. Леплю образцы и изготавливаю формы для много­кратного воспроизводства заготовок. Части тела одинаковы, но лица индивидуальны.

Есть ли в технологии изготовления ваши собственные ноу-хау?

Многие технические приёмы уже известны, я лишь подогнала их для своих нужд. Я не изобрела колеса, но хотелось бы думать, что всё же внесла некоторые технические новшества в несущую конструкцию и шарнирные соединения. Предмет особой гордости — способ нанесения татуировки, разработанный на основе знаний и практики в технике глубокой печати и гравирования, полученных в школе искусств.

Не жалко ли расставаться с куклами? Сколько их остаётся у вас навсегда? Коллекционируете ли вы кукол других мастеров?

Я сделала где-то 100-200 фарфоровых кукол. Мне почти никогда не жалко расста­ваться с ними: знаю, что могу сделать лучше. Не собираю ничего, кроме книг по искусству. Не люблю захламлять дом безделушками. Мой жизненный девиз: "Use it or lose it" («Используй вещь или избавься от неё»). Но я пополняю небольшую персо­нальную коллекцию моих кукол для выездных показов.

Из каких тканей шьёте одежду? Волосы натуральные или искусственные?

Предпочитаю шить кукольные платья из полиэстера — для максимальной долго­вечности, или даже из металлотканей (золотой, серебряной, бронзовой), или обшивать полиэстеровую ткань тысячами бисеринок, рубинов, сапфиров и изумрудов. Для париков использую шерсть ангорской козы.
 

 
 
«Всего» 48 часов работы — и парик в стиле рококо готов и даже припудрен, как того требовала европейская мода XVIII века.
   
В каких выставках принимали участие? Есть ли где-нибудь постоянная выставка ваших работ?

Поскольку создание куклы требует слишком много времени, я не устраиваю частых показов, но если это случается, то, в основном, в Европе. Постоянных экспозиций нет. В прошлом году была большая персональная выставка в Берлине, а также групповые выставки в Великобритании, Германии и Швейцарии, но в этом году расписание показов очень щадящее — устала! В моих планах на нынешнюю осень — показы в Москве и Германии.
 

 
  Из отзывов в Интернете:

  • Ваши работы — просто чудо! Как хороши девушки, как изумительны наряды. Вы — талант! Спасибо Вам за наслаждение видеть эту красоту! (Т.П.Москалёва, Нью-Йорк, 2006)
  • Девочка — талантище! А родилась-то у нас, в Сибири! Богата на таланты земля русская!!! (yurirud, Россия, 2009)
  • Не люблю куклы... но эти заставляют не воспринимать их как кукол в прямом понимании... Выражение лиц, глаза, полные слёз... тату... наряды... позы... В душе что-то ёкает... (K.Rua, Украина, 2009)
  • Утонула в Вашем сайте. Мир заболеет Вашими куклами — они такие хрупкие, совершенные, выполнены с безупречным вкусом и безграничной фантазией... <...> Спасибо Вам за это чудо! (L.Goyzman, Израиль, 2010)

  •  
     

    Марина со своими куклами на парижской выставке (Paris Creation Doll Expo). 23.11.2008
     

     

    Кукла-голышка Ио
     

       
    Мнения публики о куклах Марины далеко не однозначны. Нередко после восторженного отзыва и признания несомненной талантливости автора следует «но...». Что же не нравится критикам?

    Лейтмотив первой группы типичных претензий — куклы выглядят несчастными.

    Действительно, среди множества Марининых кукол я не встречал излучающих радость. Тем не менее, спектр их «настроения» довольно широк: и печаль, и грусть, и задумчивость, и мечтательность, и внутренняя сосредоточенность... Всё перечисленное в разные моменты жизни свойственно и счастливым людям. Да и слёзы могут появляться от волнения, от сочувствия, от радости — весьма позитивных чувств, не правда ли?

    Второй группе критиков не нравятся отчётливо выраженные половые признаки кукол.

    Почему нам стыдно нашего естества? Почему выпускаются куклы среднего рода? В моём понятии, всё должно быть естественным, и, умышленно лишая кукол сексуальных различий, мы прячем голову в песок и вольно или невольно разжигаем нездоровый интерес у детей к тому, что у нас есть от природы. (>>>)

    К мнению Марины можно добавить, что де-факто её куклы являются не детскими игрушками, а уникальными произведениями искусства. В мире же искусств реалистичное изображение человеческого тела практикуется в течение тысячелетий.

    Третьим не по душе шаровые шарнирные соединения, вплоть до пожелания Марине делать цельнолитых кукол.

    Тогда это будет не кукла, а статуэтка. Отлить такую проще простого. Я же добиваюсь полного соответствия с анатомией человека. Поверьте, это намного сложнее, чем лить статуэтки. (>>>)
     

     
     

    Российский «Кукольный мастер» (2008) первым из журналов вынес на обложку Маринину куклу — Цыси́ (прообраз >>>)

    На фотолинейке внизу: куклы Марины
    на обложках журналов мира

        Очень веский аргумент в защиту конструкции кукол привёл один из поклонников творчества мастерицы: «Эти так неэстетично выглядящие шарниры удивительно точно передают человеческие, истинно женские жесты и позы, немного вычурные, ломкие, нежные и грациозные. Это очень трудно уловить, ещё труднее воспроизвести. Какое-то запредельное волшебство! Это уникально!» (Poteshnik, Латвия)

    Наконец, есть четвёртая группа «несогласных», которые молча видоизменяют приобретённых кукол: прямо поверх авторской росписи наносят тушь, тени, губную помаду... Хотя такой макияж легко смывается с фарфора и кукла не страдает, Марина всерьёз подумывает о продаже безликих пустышек желающим «одушевить» их самостоятельно.

    Однако мнения немногочисленных критиков не идут ни в какое сравнение с восхищением всемирной армии поклонников. За последние пять лет работа Марины освещалась более, чем в шестидесяти бумажных публикациях, шести книгах и на великом множестве страниц в Интернете (поисковик Google выдаёт порядка миллиона ссылок на русском и английском языках). В разделе Press на её сайте приведён список ссылок на статьи в периодике множества стран.

    Но, безусловно, лучшая во всех отношениях публикация — это сам сайт (на английском языке), содержащий огромный объём информации от записей дневникового характера до освещения узких технических вопросов. Фактически это увлекательная, со множеством иллюстраций книга, которую мастерица пишет о работе и о себе.

    Существует ли в мире какой-либо творческий союз мастеров-кукольников?

    В мире очень много различных национальных и международных кукольных организаций, но я не вхожу ни в одну из них.

    Работы каких других мастеров вам нравятся?

    Из моих любимых мастеров-кукольников могу назвать Марту Армстронг (Martha Armstrong Hand), Джеми Уильямсон (Jamie Williamson) и Ротраут Шротт (Rotraut Schrott).
     
     
     

    Барселона, Испания
    2009
     


    Форталеза, Бразилия
    2009
     


    Лондон, Великобритания
    2010
     


    Будапешт, Венгрия
    2010
     


    Чэнду, Китай
    2011
     

     
     

    Серебряные туфельки
     

       
    Не пробовали сделать более «взрослую» куклу, с более пышными формами?

    В настоящее время я как раз работаю над новой формой туловища, более рубенсовской, нежели нынешние худенькие, но не тяжёлой. Мне неинтересно делать полностью реалистичные куклы — я стремлюсь выразить возвышенную, идеализированную женскую красоту и предпочитаю избегать некоторых неприятных реалий окружающего мира.

    В каких странах «поселились» ваши куклы? Делаете ли кукол по заказу? Есть ли очередь на покупку?

    Мои куклы разъехались по всему миру. Лист заказов заполнен на несколько лет вперёд, но в настоящий момент я не работаю над ними, а только над одной из кукол.

    Какова примерная стоимость ваших кукол?

    Цена куклы индивидуальна. На аукционах за голышку могут заплатить 10-20 тысяч долларов, а за костюмированную — до 40 тысяч.

    В начале прошлого года Марина объявила, что приступила к созданию кукол из полиуретана. Отливку заготовок она поручила специализированной фирме. Переход на новый материал и использование фабричных заготовок значительно сокращает срок изготовления и стоимость кукол (голышки — до 1500-2000 долларов).

    Кстати, куклу Марины можно не только купить, но и выиграть. Вот уже три года подряд, накануне своего дня рождения (16 марта), она проводит на своём сайте конкурс, победитель которого получает куклу-голышку. Задания конкурса также связаны с куклами: написать рассказ или стихотворение, разработать оригинальный дизайн и т.д. Конкурсные работы этого года можно увидеть на специальных страницах сайта.
     

     
     

    Полиуретановая кукла Клитемнестра (прообраз >>>) на обложке журнала «Кукольный читатель»
    (Doll Reader Magazine), Бостон, США, 2010

     

        Какие виды искусства вам интересны в первую очередь?

    Думаю, сами «одушевлённые куклы» в силу их многогранного воздействия на зрителя ясно демонстрируют, какие виды искусства я люблю. В куклах сочетаются несколько видов визуального искусства, а не что-то одно, как живопись или скульптура.

    Создание художественных фарфоровых кукол на шаровых шарнирах требует симбиоза нескольких видов искусств: иллюстрации, скульптуры, классической живописи, рисования, гравирования, ювелирного дела, моделирования одежды, вышивки, прикладных ремёсел, а также инженерных решений и промышленного дизайна. Они волнуют меня не сами по себе, в отдельности, а как единое целое.

    Чем другим занялись бы по жизни, не будь вы кукольных дел мастерицей?

    Без ложной скромности, уверена, что могла бы преуспеть ещё в каком-нибудь деле, будь оно выбрано в качестве жизненного. Но, как уже сказала, ещё в детстве выбрала стезю кукольницы и ни разу не пожалела об этом.

    Творческие планы?

    Делать кукол, всё лучше и лучше — что ещё!

    В мае текущего года кукольная коллекция Марины впервые приехала в Россию. Состоялись два её показа в Санкт-Петербурге: закрытый — на благотворительном балу в Царском Селе, открытый — на 7-ой международной выставке-продаже «Время кукол» (о последней наш журнал планирует рассказать в следующем номере).

    «Все дни выставки тысячи поклонников художницы создавали около её стенда настоящее энергетическое поле — столько восторга, любви, восхищения, поклонения». («Время кукол», СПб, июнь 2011)

    Радостно сознавать, что впереди у Марины долгая творческая жизнь, что её переполняют новые идеи и замыслы, которые неуклонно и успешно реализуются. Огромное спасибо ей за сказочных кукол, делающих наш мир добрей и прекрасней!

    Интервью: февраль 2011; статья: февраль—июнь 2011

    Комментарии
     
     
      На фото справа:

    Марина готовит экспозицию кукол
    для благотворительного бала
    Фонда «Музыкальный Олимп».

    Екатерининский дворец,
    Государственный музей-заповедник
    Царское Cело,
    Санкт-Петербург, 21.05.2011

     

     
    Фотографии в статье и Галерее:
    © Enchanted Doll

     
    Буквица №2, 2011 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 Галерея:   I ... XXIX  XXX ... XXXIX Поле поэзии

    Rambler's Top100