Буквица #3, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 Галерея:   I (II—IX)  X (XI—XX) Поле поэзии
 

 
    Евгения Петрунина
Государственное образовательное учреждение
Центр Образования ? 1466 имени Надежды Рушевой
Москва

Пушкин в рисунках Нади Рушевой

Доклад на научно-практической конференции
«Русь, куда ж несёшься ты?..»
Москва, 2009

 

 
 
Надя Рушева
(1952—1969)
   
«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в области человеческого духа:»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв


I. Введение
II. Жизнь Пушкина в рисунках Нади Рушевой
III. «Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой
IV. Иллюстрации к прочим произведениям Пушкина
V. Заключение


 
 
 
Кликните по картинке для её увеличения в отдельном окне


    I. Введение

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, любимый многими, любимый и юной художницей Надей Рушевой, которая создала более 300 рисунков, связанных с ним. Более 300 великолепных работ, очень точно передающих пушкинский дух. Самую суть его.
Любовь к Пушкину выросла вместе с художницей. Еще совсем маленькой Наде отец читал Пушкина вслух, а она рисовала. Сначала сказки Пушкина, потом более серьезные произведения, эпизоды жизни поэта. Всю недолгую жизнь Нади творчество Пушкина сопровождало её. Неутомимая совершенно, она жаждала узнать как можно больше, стремилась посетить интересные места, открывала для себя мир и высказывала свое видение в рисунках. Очень точных, изящных, словно дышащих, живых. Рисунках, отражающих все, что она знала и любила. Надя всегда рисовала, пока еще свежи были впечатления. Её отец Николай Константинович Рушев вспоминал: Подошли к Лицею. Он всё ещё за строительным забором. Но в дворцовом флигеле недавно открылись четыре этажа Всесоюзного музея Пушкина. С хорошим экскурсоводом осмотрели его. Во время осмотра Надя успевала рисовать авторучкой в блокноте. [1, стр.20] Юная художница часто рисовала сразу по прочтении, пока образы не ушли. Это важно отметить, так как свежесть ее образов возникает именно из первого впечатления, а потом уже к этому образу что-то прибавляется, персонаж становится более чётким, продуманным, но остается «незамыленным».
Пушкиниана — один из лучших Надиных циклов. Он очень выразительный и точный, однако при этом в нем нет тяжеловесной перегруженности. Все рисунки выполнены свежо, словно через незамутнённую призму юности. Герои Пушкина в исполнении Нади выглядят так, будто это сам великий поэт нарисовал их на полях своих стихов. Однако в этом нет вымученного копирования манеры. Наоборот, все рисунки подвижны, легки и совершенно неповторимы. Это поражает. Как можно всего лишь линией показать жизнь людей?! Самые важные их черты, эмоциональное и духовное состояние?! Всю глубину человека!
 
 
   
Важно рассмотреть отдельные рисунки, ведь о творчестве Рушевой в целом можно говорить долго. Надя много изображала жизнь Пушкина, его детство, юность, учёбу в Царскосельском лицее, общение поэта с детьми. Чаще всего можно видеть Пушкина в профиль, однако в изображениях детства поэта, можно найти его и анфас, и три четверти. Вероятно, это связано с тем, что очень известен автопортрет поэта именно в профиль, а Надин стиль, похожий на пушкинский, непроизвольно следовал за стилем поэта.
Многие рисунки о детстве Пушкина созданы специально для А.И. Гессена. Он говорил Наде: Я сейчас пишу новую книгу о Пушкине — «Жизнь поэта». Замыслил ее иллюстрировать лишь его рисунками. Но до 20 лет он не рисовал! Что же я дам в первых главах: «Детство» и «Лицейский Парнас»? Вам, Надя, придется подойти именно к пушкинским рисункам, их надо изучить. Для пробы я предложил бы Вам прочитать отрывок рукописи «Пушкин в цыганском таборе'. Или вот такой сюжет: Пушкин искупался в Днепре в Екатеринославе и видит двух убегающих от стражи разбойников, «скованных цепью». Или нет — сразу дам Вам «Детство» и «Лицей». [1, стр.120]
Гессен вдохновил юную художницу, дал ей тему для рисунков, хотя потом и отказался от ее иллюстраций.
 
 
        II. Жизнь Пушкина в рисунках Нади Рушевой

Надя изображает Пушкина чуть ли не с младенчества. Можно отметить несколько её рисунков под общим названием: «Здравствуй, 19 век!», на которых Пушкин совсем малыш. На нескольких эскизах виден поиск образа, и, наконец, окончательный вариант: Надежда Осиповна как будто протягивает сына будущему. Примечательна работа «Встреча с императором Павлом I», где государь показан весьма неприятным человеком, отчасти образ даже комичен.
Потом были изображения Пушкина с его старшей сестрой Олей, чей образ достаточно часто можно увидеть у Нади. Есть несколько рисунков, где изображен поэт с матерью, особо следует отметить рисунок «Надежда Осиповна наказывает сына». Очень интересна пластика изображенных фигур, точно передано их движение, хотя мы и не видим лица поэта, но от его фигуры просто веет испугом, сразу становится очевиден гнев матери, передаваемый не столько выражением лица, сколько ее позой. Даже линии в рисунке передают напряжение, кажущиеся лёгкими и небрежными, они при этом очень резкие, в них чувствуется трагичность.
 
 
   
Особенно занимал художницу лицейский период в жизни А.С.Пушкина. Рисунков, посвященных ему, достаточно много, вероятно, потому, что сама Надя была тогда приблизительно в том же возрасте, что и поэт. Было создано множество портретов Александра Сергеевича: в 13, 14, 15 лет.
Надя часто изображала Пушкина с друзьями, не упустила она из виду и первую любовь Александра Сергеевича Катеньку Бакунину.
Надю очень волновало, соответствуют ли её рисунки манере Пушкина. Николай Константинович вспоминал, как она спрашивала у него: «Пап! Не видал ли ты в рисунках Пушкина фигур в полный рост? (Кроме Онегина и поэта), многофигурные композиции? (кроме пяти повешенных...), пейзажи? (Кроме сломанного дерева), архитектуру (кроме Лицея)? И в особенности — портреты в фас или в три четверти? Я пока встречаю у Пушкина одни лишь профили... А мне-то нельзя иллюстрировать только профилями? Видимо, сейчас у меня мало материалов». [1, стр.125]
Следующий период — молодость поэта (до свадьбы с Натали Гончаровой) — представлен меньшим количеством рисунков, однако следует отметить, что в большинстве своем это многофигурные композиции, на которых Пушкин изображается с Анной Керн, Амалией Ризнич и некоторыми другими своими возлюбленными. Или же мы видим поэта в обществе: «У Волконской», «Пушкин в семье Раевских»... Следует отметить, что на рисунках Нади, начиная с изображения этого периода жизни поэта, Пушкин иногда предстаёт с заштрихованным или залитым цветом лицом, это даёт возможность предположить, что художница акцентирует внимание на облике поэта в целом, а не на чертах его лица.
 
 
   
Жизнь Пушкина с Натальей Николаевной — тоже обширно представленный период. Наде Рушевой очень нравилась Натали Гончарова-Пушкина. Н.М.Еропкина, которая знала Наташу еще в юности, писала о ней: Натали ещё девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Вывозить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей. <:> Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в общении, помимо её воли, покоряли всех. Не её вина, что всё в ней было так удивительно хорошо. Но для меня так и осталось загадкой, откуда обрела Наталья Николаевна такт и умение держать себя? Всё в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядоч­ностью. Всё было comme il faut — без всякой фальши. И это тем более удивительно, что того же нельзя было сказать о её родственниках. Сёстры были красивы, но изысканного изящества Наташи напрасно было бы искать в них. Отец слабо­характерный, а под конец и не в своём уме, никакого значения в семье не имел. Мать далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприятна: Поэтому Наталья Николаевна явилась в этой семье удивительным самородком. Пушкина пленили её необычная красота, и не менее, вероятно, прелестная манера держать себя, которую он так ценил. [2, стр.211] Юная художница смогла передать все, о чём упоминала Н.М.Еропкина. Наталья Гончарова на рисунках Рушевой не только потря­сающе красива, но и необычайно изысканна. Во всех рисунках Натали, как облако — лёгкая, воздушная, великолепная. Видно, что Надя очень любит и уважает Гончарову, несмотря на довольно распространенное среди поклонников поэта негативное отношение к ней. Многие винят Наталью Николаевну в смерти Пушкина, Анна Ахматова, например, говорила о Гончаровой так: Пушкин спас репутацию жены. Его завещание хранить её честь было свято выполнено. Но мы, отдалённые потомки, живущие в то время, когда от пушкинского общества не осталось камня на камне, должны быть объективны. Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккеренов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерены были бы бессильны. И многие так считали. Несомненно, Надя знала об этой точке зрения, но общественное мнение не влияет на нее. Девочка рисует, как чувствует — только своё восприятие и самого Пушкина, и всех тех, кто окружал его и его героев.
 
 


   
Также Надя рисует множество портретов поэта с Гончаровой, сюжетные сцены, где они изображены вдвоем, например, «Первый бал Н.Гончаровой и А.Пушкина».
Множество сцен из семейной жизни поэта — это многофигурные композиции, на которых обычно присутствуют сам поэт, его жена и дети, иногда няньки, друзья семьи и некоторые другие.
Надя очень любит и уважает поэта, она, несомненно, прониклась духом жизни Пушкина. Во время посещения его квартиры на Мойке, она говорила: Он присут­ствует здесь. И его семья. Будто мы зашли и не застали их дома: [3]
Надя великолепно чувствовала ту эпоху и жизнь самого Пушкина. Это было ей близко и понятно. Возможно, именно поэтому юная художница так хорошо передавала образы пушкинского окружения.
Несколько композиций посвящено смерти поэта. Видно, что это событие очень трогало Надю. Она изображает Наталью Николаевну в трауре, плачущих детей, самого умирающего Пушкина. Также есть несколько портретов, на которых представлены люди из ближайшего окружения поэта. Так, например, родители Пушкина изображены несколько отличающимися от своих реальных прототипов, такими, какими их видела сама Надя. Гессен говорил ей: «Родители Пушкина» — не похожи... Нужно точнее проверить по документам. [1, стр.120]
Однако ценность Надиных рисунков не в документальной точности. Наоборот, она сама выбирает важнейшие черты, даже более черты характера, чем внешности, и передает их линией.
Есть у Рушевой несколько портретов дочери Пушкина Марии (почему-то у Нади это уже взрослая девушка, хотя сам поэт, конечно, не видел ее такой).
Можно отдельно рассмотреть портреты врагов Пушкина, самые известные из которых — «Портрет Николая» и «Портрет Нессельроде». Они изображены отчасти комичными, но при этом действительно неприятными, отталкивающими. Точно переданы и их отношение в Пушкину, и Надино отношение к ним.
Существует множество портретов Пушкина, на которых он читает или пишет стихи. И на всех них Наде великолепно удалось показать одухотворенность, движение души писателя. Это достаточно сложно передать. Но у Нади это вышло совершенно естественно, как единый цельный творческий порыв.
 
 
 






 

    III. «Евгений Онегин» в рисунках Нади Рушевой

В «Пушкиниане» очень красивы рисунки цветом. Их немного — в основном это иллюстрации к сказкам, однако есть и другие. Наиболее интересным представляется рисунок под названием «Ольга и Татьяна» к роману «Евгений Онегин» — очень выразительные девушки, именно такие, какими их описывал Пушкин. Цвета самые подходящие. Ольга в голубом платье, легкая, улыбчивая, румяная, очень живая. Татьяна сложнее: задумчивая, печальная, она одета в красное, однако не кричащее, а спокойно-красное, блёклое. Достаточно сложно с помощью красного цвета, означающего вызов, передать задумчивость, но у Нади это вышло великолепно.
Вообще Рушевой создано много графики к «Евгению Онегину». Чаще всего Надя рисовала Татьяну: «Татьяна пишет письмо», «Татьяна и Ольга», «Татьяна на первом балу», есть даже шаржи на эту тему. Удивительно, что Надя не побоялась выставлять Татьяну смешной, ведь «Евгений Онегин» — серьёзное произведение и Татьяна — совершенно не комичный персонаж. Но юмористический рисунок есть — и он вызывает улыбку. Надя смело высказала свою точку зрения, хотя она и не совпадает с общепринятой. Многие представляют Татьяну хрупкой и изысканной, поэтому видеть ее мощной и располневшей очень неожиданно, понимание, кто это, приходит не сразу, а когда истина, наконец, открывается, становится смешно.
По рисункам Нади можно проследить изменения в образе Татьяны. На рисунках, посвящённых детству сестёр Лариных, мы видим худенькую серьёзную девочку, тихую, задумчивую. Потом это уже красивая девушка. Тоже серьезная, задумчивая, но уже влюблённая, взволнованная, живущая в мире своих мечтаний. И вот приезд в Петербург. Ах! Балы, знакомства: Смущённая девушка, очень искренняя, не такая, как толпа великолепных и гордых дам. В этом ее прелесть. И вот перед нами взрослая Татьяна. Красивая женщина, уверенная в себе, но это на первый взгляд, а в глазах печаль. Скрытая, потаённая, но она есть. Надя превосходно передала каждый этап жизни Татьяны, показала её отличие от остальных, ее трагическую историю, смогла раскрыть характер Лариной. Ольге посвящено меньше рисунков, нет такого глубокого анализа, но точно выделены её главные черты, как во внешности, так и в поведении. Ольга весёлая, лёгкая и игривая. На рисунках о детстве мы видим её играющей, танцующей. Она всегда очень активна, открыта.
А.И.Гессен хвалил рисунки о сестрах Лариных: «Татьяна и Ольга» — (в младенчестве, детстве, юности — три рисунка) — Мне очень нравится. Пушкин их младенчество и детство не описывал. [1, стр.120]
Вообще следует отметить, что Надя в своих рисунках иногда полнее показывала какого-либо персонажа, чем сам Пушкин. Она додумывала или брала какие-то детали из театральных постановок и рисовала моменты жизни героев, которых не было у Пушкина.
Однако образы Татьяны и Ольги именно такие, какими мы видим их у Пушкина. Девушки совершенно не похожи друг на друга, но почему-то становится понятно, что они сестры. Есть у них общие черты, некая родственность. У девушек очень разные лица, прически и костюмы, но линии, образующие шею, плечи, овал лица, почти одинаковы. В некоторых рисунках линии шеи полностью совпадают. Также можно отметить, что линии рук схожи, хотя Ольга и изображается более динамичной. На рисунках она часто держит что-то в руках, и поэтому позы ее рук очень разнообразны, что отличает девушку от Татьяны, которая чаще изображается спокойной.
 
 
 


 
    IV. Иллюстрации к прочим произведениям Пушкина

Надя Рушева наделена тонким даром подмечать главное в произведениях, выделять суть. О ней можно смело сказать: «Краткость — сестра таланта». Несколько линий гораздо более точно передают характер, движение персонажа, чем иные многофигурные композиции, основанные на сложных правилах и сотнях набросков. Все Надины работы совершенно естественны, кажется, что сами герои пришли посмотреть на рисунок, да так и остались на листе. А ведь то же можно сказать и о поэзии Пушкина. Все его стихи очень лёгкие и точные. Надины рисунки очень близки с ними по настроению и исполнению.
Совершенно другие рисунки мы видим к произведению «Пиковая дама». Там можно выделить два типа. Одни рисунки более детальны, проработаны. В них меньше лёгкой небрежности, которая присуща работам Рушевой в цикле «Пушкиниана». Графика к «Пиковой даме» очень аккуратна, на рисунках много мелких деталей, чаще присутствует какое-либо фоновое окружение, на костюмах используются узоры: клетка, полоска, ромбики. В целом в иллюстрациях чувствуется близость к карточной тема­тике. Стилистика похожа. Геометрические узоры заставляют вспомнить о рубашках игральных карт. А работы второго типа, наоборот, обобщённые. Они выполнены кистью, отчего линия получается толще, имеет другую структуру. Рисунки, выпол­ненные в такой технике, смотрятся цельно, но при этом очень загадочно. Во всех иллюстрациях используются костюмы, не свойственные эпохе.
Однако они выглядят очень эффектно и уместны в общем колорите произведения.
Надя вообще довольно часто использует костюмы и атрибутику, не соответ­ствующие эпохе, но у неё это выходит очень легко и живо. Таким образом получаются весьма интересные интерпретации произведений Пушкина, нестандартные и ориги­нальные. Рисунки из цикла «Пушкиниана», выполненные, казалось бы, в одном стиле, очень различны в детализации, в некоторых моментах исполнения, в зависимости от произведения. Если рассматривать все рисунки цикла в целом, то, безусловно, становится очевидным единство стиля исполнения.
Иллюстрациям к «Пиковой даме» близки рисунки к «Маленьким трагедиям». Они тоже очень аккуратно и детально выполнены.
Совершенно в другом стиле созданы иллюстрации к сказкам, ярко представ­ленные множеством работ к «Золотому петушку». Большинство этих рисунков очень яркие, красочные, в них используются иные материалы: фломастеры, пастель. Там совершенно другая линия. Она толще, но при этом более плавная. Фломастер позво­ляет точнее передать восточные мотивы в сказке. В сочетании с яркими цветами такая линия дает очень интересный эффект. Именно сказочный, с оттенком восточного, такой, который присутствует в произведении. В этих иллюстрациях достаточно много деталей, узоров, все костюмы и предметы покрыты какими-то линиями, создающими ощущение богатства, узорчатости, что как раз свойственно восточным мотивам. Надя точно сумела передать нелепость старика-царя. Он вышел очень забавным, но в то же время достаточно неприятным, как это и показано у Пушкина. А все женские образы: Шамаханская царица, её служанки, — очень выразительные, красивые. Превосходно переданы национальные особенности девушек. Они очень пластичны, грациозны. Вообще эти иллюстрации вышли удивительно запоминающимися. Надя смогла соче­тать яркие цвета, которые, казалось бы, просто не могут гармонично соединяться, и вплела в них восточные мотивы. Тут можно провести параллель с Русскими сезонами Дягилева, с декорациями и костюмами к его балетам, в которых тоже сочеталось несочетаемое и использовались национальные мотивы. Очевидно, что Надя была знакома с ними. Они сопровождали ее с детства, так как мама Нади была родом из Тувинской республики, где народные традиции чтились, а в них прослежи­вается общность с восточными мотивами.
Необходимо обратить внимание на серию рисунков к поэме «Цыганы», которая представляет безусловный интерес. В ней переплетаются работы различного испол­нения: это и лёгкие, точные портреты пером, и яркие иллюстрации фломас­терами, пастелью. Идет чередование крупных многофигурных композиций с мини­атюрными портретами героев. Думается, это обусловлено тем, что Рушева передала сам дух цыганской жизни, который чувствуется в поэме Пушкина.
 
 
 





Редколлегия благодарит за содействие в публикации статьи:

  • Наталию Усенко,
    руководителя школьного музея Нади Рушевой
    в московской школе ? 470 (ГОУ ЦО ? 1466);
  • Татьяну Смирнову,
    автора нашего журнала


     
  •     V. Заключение

    Надя иллюстрировала множество произведений поэта. Помимо приведённых выше, можно отметить рисунки к «Маленьким трагедиям», «Медному всаднику» и некоторым другим. Мне кажется, что именно она смогла очень точно проиллюс­трировать произведения Пушкина. Думается, что манера рисования Рушевой как нельзя лучше подходит для иллюстрирования произведений великого поэта и точно отражает характеры героев, обстановку и все происходящее. Эти рисунки — самая точная интерпретация пушкинских героев, ведь именно Наде удалось духовно приблизиться к поэту. «Рисовать — это потребность такая, — говорила Надя, — рисовать, что хочешь и сколько хочешь!» Наверное, то же самое мог сказать о себе и Пушкин. Он не мог не писать стихи, а Надя не могла не рисовать. Здесь мы, наверное, наблюдаем близость в самих истоках творческого порыва. И у великого поэта всех времён, и у девочки-художницы XX века творчество рождалось в душе, образы становились частью их существа. Надя сказала как-то о своих рисунках: Я их вижу: Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести. Я всегда живу жизнью тех, кого рисую. [1, стр.13] Наверное, поэтому произведения этих двух таких далёких и таких близких людей останутся в веках и будут все так же наполнять трепетом сердца людей.


    Цитируемые источники:
    1. Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери. — М.: ТЕИС, 2007. — 240 с.
    2. Раевский Н. А.. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978.
    3. Документальный фильм «Тебя, как первую любовь:». — Ленинград, 1969.

    Комментарии

     

     
    Буквица #3, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 Галерея:   I (II—IX)  X (XI—XX) Поле поэзии

    Rambler's Top100