Буквица №1, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 Галерея:   I...  X... Классика
 


 
    Иван Сергеевич Тургенев
(1818—1883)

Баллада
Крокет в Виндзоре
Федя
Человек, каких много

 

 
 
Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818, Орёл — 22 августа 1883, Буживаль, близ Парижа), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). Автор всемирно известных прозаических и драматических произведений. Его перу принадлежат также лирико-философские «Стихотворения в прозе» и целый ряд поэтических произведений — от романтического стихотворения «Утро туманное», ставшего текстом романса, до социально-психологической поэмы «Параша».
Многие произведения Тургенева так или иначе связаны с Орловщиной. Орёл — тургеневский город. Улица Тургенева. Музей Тургенева — первый в стране литературный музей, созданный декретом Советского правительства в 1918 году в ознаменование столетия со дня рождения писателя. Часть парка культуры и отдыха, именуемая «Тургеневским бережком», — это название восходит к запискам другого знаменитого орловца, Н.С. Лескова, утверждавшего, что именно сюда мать отправляла гулять ребёнка с няней. «Она облюбовала, — пишет Лесков, — место сидеть в публичном саду на последней дорожке, над самою Окою: Отсюда знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами небо и землю, и может быть здесь было бы хорошо поместить памятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Тургенев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства человеколюбия и прославивший свою родину доброю славою во всем образованном мире». И наконец — парк «Дворянское гнездо», рядом с которым располагается легендарный «дом Лизы Калитиной»:

О Тургеневе-поэте

В 1836 году Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу. Тот приглашает студента на литературный вечер, где молодой поэт, к своему восторгу, видит А.С. Пушкина. В 1838 году в журнале «Современник'» появляются тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской». К этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено». В 1843 году появляется поэма на современном и близком автору материале «Параша» (главная героиня — молодая провинциальная дворянка, во многом предвосхищающая «тургеневских девушек» из прозаических произведений). Знакомство с В.Г. Белинским, перешедшее в дружбу, сближение с его окружением, в частности, с Н.А. Некрасовым, изменяют литературную направленность Тургенева: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845 года). В 1847 году в «Современнике» появляется цикл стихов «Деревня». Но вскоре в письме к Белинскому из Парижа он, уже увлеченный прозой и драматургией, сообщает: «Закаюсь писать стихи». Впоследствии он высказывается о своих поэтических произведениях еще резче: «Я чувствую положительную, чуть не форменную антипатию к моим стихотворениям — и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Критика воспринимала стихи Тургенева по-разному: П.А. Плетнев и К.С. Аксаков отзывались о них отрицательно, Белинского поэма «Параша» живо интересовала, и он не раз восторженно говорил о ней и в печати, и в письмах. О другой поэме, «Разговор», Белинский писал в статье «Русская литература в 1845 году», что она «написана удивительными стихами... исполнена мысли; но вообще в ней слишком заметно влияние Лермонтова...»
Тургенев-поэт известен читателю значительно в меньшей степени, нежели Тургенев-прозаик и Тургенев-драматург. Тем не менее, стихотворения и поэмы составляют часть литературного наследия писателя и делают восприятие его творчества более полным.



Использованы материалы книги:

Лебедев Ю.В. Тургенев.
М.: «Молодая гвардия», 1990. — 608 с.
(Серия «Жизнь замечательных людей»)

Вверху страницы —
портрет И.С.Тургенева работы К.А.Горбунова

Стихотворения публикуются по изданию:
Тургенев И.С. Полное собрание
сочинений и писем в 30 томах.

М.: «Наука», 1978—1986.

    Баллада

Перед воеводой молча он стоит;
Голову потупил — сумрачно глядит.

С плеч могучих сняли бархатный кафтан;
Кровь струится тихо из широких ран.

Скован по ногам он, скован по рукам:
Знать, ему не рыскать ночью по лесам!

Думает он думу — дышит тяжело:
Плохо!.. видно, время доброе прошло.

«Что, попался, парень? Долго ж ты гулял!
Долго мне в тенёта волк не забегал!

Что же приумолк ты? Слышал я не раз —
Песенки ты мастер петь в весёлый час;

Ты на лад сегодня вряд ли попадёшь...
Завтра мы услышим, как ты запоёшь».

Взговорил он мрачно: «Не услышишь, нет!
Завтра петь не буду — завтра мне не след;

Завтра умирать мне смертию лихой;
Сам ты запоёшь, чай, с радости такой!..

Мы певали песни, как из леса шли —
Как купцов с товаром мы в овраг вели...

Ты б нас тут послушал — ладно пели мы;
Да недолго песней тешились купцы...

Да ещё певал я — в домике твоём;
Запивал я песни — всё твоим вином;

Заедал я чарку — барскою едой;
Целовался сладко — да с твоей женой».

 

 
      Крокет в Виндзоре

Сидит королева в Виндзорском бору...
Придворные дамы играют
В вошедшую в моду недавно игру;
Ту крокет игру называют.
Катают шары и в отмеченный круг
Их гонят так ловко и смело...
Глядит королева, смеётся... и вдруг
Умолкла... лицо помертвело.

Ей чудится: вместо точёных шаров,
Гонимых лопаткой проворной —
Катаются целые сотни голов,
Обрызганных кровию чёрной...
То головы женщин, девиц и детей...
На лицах — следы истязаний,
И зверских обид, и звериных когтей —
Весь ужас предсмертных страданий.

И вот королевина младшая дочь —
Прелестная дева — катает
Одну из голов — и все далее, прочь —
И к царским ногам подгоняет.
Головка ребёнка, в пушистых кудрях...
И ротик лепечет укоры...
И вскрикнула тут королева — и страх
Безумный застлал ее взоры.

«Мой доктор! На помощь! скорей!» И ему
Она поверяет виденье...
Но он ей в ответ: «Не дивлюсь ничему;
Газет вас расстроило чтенье.
Толкует нам «Таймс», как болгарский народ
Стал жертвой турецкого гнева...
Вот капли... примите... все это пройдет!»
И в замок идет королева.

Вернулась домой — и в раздумье стоит...
Склонились тяжёлые вежды...
О ужас! кровавой струею залит
Весь край королевской одежды!
«Велю это смыть! Я хочу позабыть!
На помощь, британские реки!»
«Нет, ваше величество! Вам уж не смыть
Той крови невинной вовеки!»

 

 
      Федя

Молча въезжает — да ночью морозной
Парень в село на лошадке усталой.
Тучи седые столпилися грозно,
Звёздочки нет ни великой, ни малой.

Он у забора встречает старуху:
«Бабушка, здравствуй!» — «А, Федя! Откуда?
Где пропадал ты? Ни слуху ни духу!»
— «Где я бывал — не увидишь отсюда!

Живы ли братья? Родная жива ли?
Наша изба всё цела, не сгорела?
Правда ль, Параша, — в Москве, мне сказали
Наши ребята, — постом овдовела?»

— «Дом ваш как был — словно полная чаша,
Братья все живы, родная здорова,
Умер сосед — овдовела Параша,
Да через месяц пошла за другого».

Ветер подул... Засвистал он легонько;
На небо глянул и шапку надвинул,
Молча рукой он махнул и тихонько
Лошадь назад повернул — да и сгинул.

 

 
        Человек, каких много

Он вырос в доме старой тётки
      Без всяких бед,
Боялся смерти да чахотки
      В пятнадцать лет.

В семнадцать был он малым плотным
      И по часам
Стал предаваться безотчётным
      «Мечтам и снам».

Он слезы лил; добросердечно
      Бранил толпу —
И проклинал бесчеловечно
      Свою судьбу.

Потом, с душой своей прекрасной
      Не совладев,
Он стал любить любовью страстной
      Всех бледных дев.

Являлся горестным страдальцем,
      Писал стишки...
И не дерзал коснуться пальцем
      Её руки.

Потом, любовь сменив на дружбу,
      Он вдруг умолк...
И, присмирев, вступил на службу
      В пехотный полк.

Потом женился на соседке,
      Надел халат
И уподобился наседке —
      Развёл цыплят.

И долго жил темно и скупо —
      Слыл добряком...
(И умер набожно и глупо
      Перед попом).

 
 
Буквица №1, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 Галерея:   I...  X... Классика

Rambler's Top100