|
Юлиана демонстрирует игру на калюке, дудке из борщевика (тронутого двадцатиградусным морозом, дабы в нём разрушился растительный яд).
За электроорганом — Н.Грачёв. (Фото: Е.Бобух. Коста-Рика, Плайя Фламинго, январь-2009)
Группа ПАВА (фото: В.Волков)
Верхний ряд, слева направо:
— Екатерина Бадаева в традиционном костюме Калужской области (Козельский район).
— Рамона Макдоуэлл (Ramona McDowell) в традиционном костюме Белгородской области (Красненский район; ранее — Воронежской губернии).
Головной убор называется "сорока". Удивительный факт: американка Рамона лучше всех в группе помнит русские тексты!
— Воля Дземка в традиционном белорусском костюме. Воля переняла старинные белорусские песни и манеру их исполнения, что называется, "из уст в уста" —
от бабушки, жившей в глухой деревне, где Воля проводила школьные летние каникулы.
Повзрослев, пела в профессиональном фольклорном коллективе "Гуда" (Минск). С подачи Воли "павы" включили в программу и белорусские народные песни.
Нижний ряд, слева направо:
— Юлиана Светличная в традиционном свадебном наряде Курской области (Большесолдатский район). Сарафану-"шубке", отделанному золотой парчой, — около 300 лет.
— Дарина Шаповалова, сибирячка из Барнаула, в традиционном костюме Рязанской области (Скопинский район).
В руках певуний — коса, задвижка для печной трубы, заслонка для устья русской печи, метёлка и кугиклы.
Подручные бытовые предметы у мастериц своего дела звучат, как настоящие музыкальные инструменты.
В последнее время состав группы расширяется и в концертах участвуют новые русские "павы".
Селянка играет на кугиклах. Они же в руках одной из "пав" на фотографии группы. (Фото: Н.Грачёв. Курская область, село Плёхово, декабрь-2003).
Куг`иклы (кувиклы, кувички, цевница) —
русский и украинский народный инструмент типа многоствольной флейты Пана.
Стволы из тростника, разной длины (100-160 мм), не скреплены;
их держат в руке по несколько штук (2-5). Кугиклы производят негромкие, свистящие звуки (каждая трубка — один звук).
На кугиклах играют только женщины, преимущественно, танцевальную музыку. Используются в ансамблях, однородных и с другими инструментами, а также с пением.
Распространены в Курской, Белгородской, Брянской и Черниговской областях. [Примечание Ю.Светличной]
Кугиклы хорошо слышны в видеоклипе "Я летала". |
|
|
В этом году судьба подарила мне провести часть отпуска в Коста-Рике в большой компании молодых и жизнерадостных людей. Некоторых я уже знал, других встретил впервые. С утра все разбегались по своим планам, а вечером собирались на террасе за общим столом, где под шум океанского прибоя делились впечатлениями дня и просто беседовали, неторопливо и обстоятельно.
Одна из новых знакомых, Юлиана, поначалу больше молчала и слушала других, зато на третий вечер заставила всех молчать и слушать только её — её завораживающее пение и рассказы об исполняемых песнях.
Никогда в жизни я не слышал такого пения вживую: первородного, бережного, не загнанного в прокрустово ложе нынешней российской эстрады — и в то же время профессионального, выказывающего всю красоту старинной русской песни, глубину чувств и переживаний лироини. Некоторые песни она исполняла без сопровождения, в других ей подыгрывали муж Николай Грачёв, музыкант и композитор, и Евгений Бобух, гитарист из нашей компании.
По ходу представления выяснилось, что в её репертуаре есть болгарские, норвежские, датские и многие другие песни. В нашей компании был швед Ларс — она спела шведскую, чем привела его в восторг. Закончился же домашний концерт лихими плясками под цыганские песни.
На следующий день, под утренний кофе, мы проговорили с Юлианой больше часа. В другие дни — ещё и ещё...
Я рассказал о нашем журнале, и она охотно согласилась на публикацию о своём главном творческом проекте — группе ПАВА.
В один из отпускных дней нам случилось вместе зайти в магазин сувениров, где полки ломились от диковинных поделок местных народных умельцев.
Небольшие резные фигурки животных из красного дерева не привлекли моего особого внимания. Юлиана и Николай, наоборот, задержались возле них.
Юлиана поднесла к губам черепашку и стала наигрывать на ней мелодию. Как она разглядела в ней музыкальный инструмент [окарину — Ю.С.], я понятия не имел. Безусловно, сказались её знакомство (и умение играть!) со многими народными инструментами и намётанный глаз.
Юлиана Светличная родилась в Москве, где закончила Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М.Ипполитова-Иванова, отделение "Народное пение".
В 1993 году она переехала в Данию. Здесь успешно прошла обучение в консерватории (Музыкальной Академии Карла Нильсена в г.Оденсе — Carl Nielsen Academy of Music, Odense), на вокальном отделении факультета Народной музыки. Учебная программа включала изучение скандинавской музыки и общих музыкальных народных традиций. В основу выпускного проекта Юлианы легла русская и цыганская народная музыка.
Певица участвовала во многих международных проектах, объединяясь с другими музыкантами (например, входила в состав болгарского квинтета "Глас"), но её главная гордость — ПАВА, вокальная группа, которую она основала и возглавила в 2000 году. Первый альбом ПАВЫ вышел в Дании и был номинирован на датскую международную премию "Лучший альбом 2005 года". В этом же году Юлиана переехала в США, где продолжает выступать и преподавать музыку.
В течение последних двадцати лет Юлиана — участница множества этнографических экспедиций. Все песни, вошедшие в репертуар ПАВЫ, собраны в российских весях и имеют многовековую историю. Многие из них Юлиана записала лично. В этих же экспедициях собраны подлинные национальные костюмы, в которых группа выступает. Они помогают певицам войти в соответствующий творческий настрой, проникнуться духом исполняемых песен.
— Обычно, мы участвовали в экспедициях от Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского под руководством профессора В.М.Щурова, где у нас с годами сложился коллектив единомышленников — в какой бы части света мы ни оказались, всегда старались воссоединиться для общего дела, — рассказывала Юлиана. — Я неоднократно привозила с собой датчан-музыкантов, и каждый год в группу, помимо постоянных участников, направлялись студенты композиторских и теоретических факультетов Консерватории, которых нам "поручали" обучать делу фольклористики. Но периодически мы ездили сами, небольшим составом.
Слушать Юлиану — сплошное удовольствие. Изъездив пол-России, её самые отдалённые уголки, пообщавшись там с сотнями людей, она, без преувеличения, может написать энциклопедию культуры и быта нынешней российской глубинки. Рассказывает увлечённо и легко, охотно улыбается и смеётся. "Горящие глаза" — это про неё.
— Коля ездил со мной во многие экспедиции. В одной деревне нас полюбили, как родных! Величали, когда мы жениться собрались, беспокоились, как Коля будет жить "на чужбине", проводили со мной беседы, чтобы я его "там" не обижала.
Действительно, представьте: в какую-нибудь заснеженную деревню, где жизнь удручающе однообразна и нетороплива, буквально с неба сваливаются (а до некоторых мест, где побывала Юлиана, только вертолётом можно долететь) молодые и красивые энергичные "пришельцы" и устраивают людям посиделки с песнями и плясками.
К слову, Юлиана критически воспринимает творчество некоторых популярных российских исполнителей народных песен. Здесь её легко понять: достаточно взглянуть на тексты собранных ею песен, послушать их. Тщательно воспроизводятся не только мелодия и слова, но каждая буква, каждый звук, каждый акцент. Песни в исполнении "пав" — это ещё и этнографические документы, имеющиe непреходящую научную и культурную ценность. Думаю, не у одного меня от них гены топорщатся.
Последними "зонами посещения" неугомонной Юлианы были Курская область в октябре-2008 и поселения русских иммигрантов-староверов в американском штате Орегон в январе-2009. В экспедиции к староверам участвовал профессор В.М.Щуров, приезжавший для этого из Москвы.
Можно только удивляться, как она, имея троих детей, управляется с работой, экспедициями, концертами, студийными записями, бытом...
Совсем недавно, 22 мая, ПАВА дала концерт в Сиэттле, приуроченный к выходу в США их нового альбома "Let the Bird Fly". Копия первого, которую Юлиана подарила мне на прощание, и сейчас, пять месяцев спустя, лежит на моём компьютерном столе, что называется, под рукой. И новый диск у меня уже тоже есть.
Комментарии |
|
 |